МБОУ СОШ № 18
г. Иваново
Воскресенье, 12.05.2024, 03:35

Сайт учителя информатики Якунцовой Ирины Валерьевны 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дистанционное обучение | Регистрация | Вход
 
» Меню сайта


» Форма входа

 Дистанционное обучение 

8 класс

Тема: Основы алгоритмизации.

Урок: Основные алгоритмические конструкции. Следование

Вопросы занятия:

·                   Следование;

·                   Линейные алгоритмы;

·                   Составление линейных алгоритмов.

Алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни. Например, в учебной деятельности ученик выполняет много разнообразных алгоритмов: при решении уравнений и текстовых задач, применении правил русского и иностранного языков, проведении опытов и так далее.

Например, решая задачи на уроке математики, каждый ученик является исполнителем следующего алгоритма:

1.      Прочитать условие задачи.

2.      Выяснить, значения каких величин известны и значения каких величин нужно найти.

3.      Составить план решения задачи.

4.      Записать решение задачи.

5.      Записать ответ.

  • На уроках русского языка ученики часто выполняют алгоритм разбора слова по составу:

    1.      Определить окончание слова и обозначить его.

    2.      Определить основу слова.

    3.      Подобрать однокоренные слова.

    4.      Определить корень слова и обозначить его.

    5.      Обозначить приставку слова.

    6.      Обозначить суффикс слова. 

  • Выполняют действия по алгоритму и на производстве. Например, в проектном бюро завода процесс изготовления нового устройства всегда начинается с проектирования этого изделия. Проектировщики выполняют следующий алгоритм:

    1.      Определить назначение будущего изделия, основные требования к нему, условия использования.

    2.      Проанализировать уже существующие аналогичные изделия.

    3.      Создать эскизный проект.

    4.      Разработать технический проект.

    5.      Разработать техническую документацию. 

    Каждому человеку ежедневно необходимо решать массу задач в повседневной жизни, в учёбе, в исследовательской деятельности, во время путешествий и отдыха, на производстве и так далее. Все эти задачи описываются своим алгоритмом. И этих алгоритмов огромное множество.

    Однако для записи любого алгоритма хватает трёх основных алгоритмических конструкций (структур) – это следование, ветвление и повторение.

    Эту идею предложил и доказал Э́дсгер Ви́бе Де́йкстра нидерландский учёный, известный своими работами в области алгоритмики. Труды Де́йкстра оказали влияние на развитие информатики и информационных технологий; он является одним из разработчиков концепции структурного программирования.

    Следование – это основная алгоритмическая конструкция, которая показывает естественный, последовательный порядок действий.

    А алгоритмы в которых применяется только структура «следование», называются линейными алгоритмами.

    Графически алгоритмическую конструкцию «следование» изображают следующим образом:

     

    Выполняемое действие или процесс изображается с помощью прямоугольника. Сюда записываются действия, которые необходимо выполнить при переходе на этот блок.

    В блок Процесс входит одна линяя связи и выходит одна линяя связи.

    Количество блоков процесс определяется количеством команд в алгоритме.

    Давайте вместе выполним алгоритм, представленный на блок-схеме.

     

    Итак, начало. Далее следует блок данных, который изображается с помощью параллелограмма, он содержит исходные данные или в нём выведены результаты.

    Нам необходимо загадать число в диапазоне от 1 до 5. Загадаем, например, число 3. теперь переходим к блоку процесс. Здесь нам нужно прибавить к задуманному - число 20. Получаем 23. Следующее действие – нужно прибавить к полученному числу, первоначально задуманное число. Получим 26.

    Следующее действие, нужно разделить полученное число на 2 и отнять от частного наше задуманное число. Получим 10. Конец. Алгоритм выполнен.

    Обратите внимание, мы с вами выполняли команды один раз последовательно друг за другом.

    То есть, линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом один раз.

    Перейдём к практической части урока.

    Первое задание составим линейный алгоритм для исполнителя Робот. Итак, робот находится в клетке А, нужно перевести робота в клетку В и все отмеченные клетки закрасить.

     

    Системой команд исполнителя робот являются четыре команды перемещения – это вверх, вниз, влево и вправо. При выполнении данных команд робот перемещается на одну клетку в выбранном направлении. По команде Закрасить робот закрасит клетку в которой находится.

     

    Итак, начинаем выполнение алгоритма с команды – «использовать робот». Далее записываем имя алгоритма – «в клетку В».

    Начало.

    Выполним наш алгоритм пошагово, с помощью пульта. На панели инструментов нажимаем кнопку Робот пульт.

    Итак, смотрим на поле робота. Он находится в клетке А, которая отмечена, значит первая команда будет закрасить.

    Следующая команда, вправо и снова клетка отмечена, значит необходимо выполнить команду закрасить. И так далее, выполняем команды, пока не окажемся в клетке В.

    Для записи данного алгоритма мы использовали основную алгоритмическую конструкцию Следование, так как все команды мы записали в естественном последовательном порядке. А данный алгоритм будет линейным.

    Рассмотрим следующее задание.

     

    Необходимо записать команды для алгоритма, определяющего, сумму первой и последней цифры заданного трёхзначного числа.

    Для решения задачи достаточно найти число сотен и число единиц в заданном числе и сложить их.

    Чтобы вычислить количество единиц, необходимо исходное число разделить на 10 и взять остаток. Чтобы вычислить количество сотен, необходимо разделить исходное число на 100 и взять целую часть.

     

     

    В алгоритмическом языке есть специальные операции:

    Операция деления нацело div. Целочисленное деление отличается от обычной операции деления тем, что делит число нацело с отбрасыванием остатка.

    Результат целочисленного деления равен нулю, если делимое меньше делителя. Например, значением выражения 5 div 7=0.

    Или другой пример: переменной x:=67div10. Здесь переменная x получит значение 6, то есть 6 – это целая часть от деления числа 67 на 10.

    И операция остаток от деления mod. Деление по модулю вычисляет остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.

    Например, переменной y:=65 mod 10. Здесь переменная y получит значение 5, то есть 5 – это остаток от деления числа 65 на 10.

    Значит для решения нашей задачи нам нужно

    Исполним команды алгоритма для числа 468.

    Рассмотрим задачу: Дядя Фёдор, отправляясь в путешествие, заправил автомобиль на n рублей. Цена 1 литра бензина — 35 рублей. В руководстве по эксплуатации автомобиля он прочитал следующее: «Чтобы преодолеть расстояние в 100 километров, нужно 7 литров бензина». Через сколько километров пути Дяде Фёдору необходимо будет дозаправить автомобиль если учесть, что он потратил на бензин пятьсот рублей?

    Нам необходимо представить решение данной задачи в виде блок-схемы.

    Пришло время подвести итоги урока.

    Для записи любого алгоритма хватает трёх основных алгоритмических конструкций (структур) – это следование, ветвление и повторение.

    В алгоритмическом языке есть специальные операции:

    Операция деления нацело div, с помощью данной операции вычисляется целое частное.

    И операция остаток от деления mod, с помощью этой операции вычисляется остаток.

» Поиск

» Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

»Разные ссылки
Бином
Методическая служба
Гороскопы
Будь начеку
Всероссийская игра-конкурс
Инфознайка
Продленка Дистанционный образовательный портал "Продленка"
Клякс@NET Информатика и ИКТ
в школе
metod-kopilka.ru
Методическая копилка учителя информатики
Интернет магазины www.Lamoda.ru www.laredoute.ru www.asos.ru
www.ozon.ru
www.wildberries.ru
Музыка
Онлайн
zaycev.net
Советская музыка
Радио
Маяк
Серебряный дождь
"Открытый урок"
Фестиваль
педагогических идей
Погода
Иваново
Презентации
Презентации по информатике

» Друзья сайта
  • Инструкции для uCoz



  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz